
Если говорить про датчики скорости Lada, многие сразу думают о России как основном источнике. Но в реальности цепочка поставок сложнее — часть компонентов исторически поставлялась из стран СНГ, а некоторые партии даже имели европейские корни.
Раньше на ГАЗе и ВАЗе использовали преимущественно отечественные датчики, но с 2010-х начался переход на модульные системы. Например, для Lada Vesta первые партии датчиков скорости поставлялись через чешских посредников, хотя конечное производство было в Калининграде.
Интересно, что в 2018 году мы столкнулись с проблемой совместимости — партия датчиков от АО Юэян Суофейт Майнс Экипмент (https://www.yysft.ru) не подошла к креплениям КПП 2181. Оказалось, китайский производитель изменил диаметр штока без уведомления, пришлось экстренно искать адаптеры.
Сейчас основным производителем считается ?Автоэлектроника? из Калуги, но они часто используют импортные элементы — например, герконовые датчики закупают в Беларуси, а чипы в Сербии. Так что вопрос ?основной страны? становится условным.
В 2021 году мы тестировали датчики от АО Юэян Суофейт Майнс Экипмент для Lada Granta. Их подвесные системы хорошо себя показали в карьерной технике, но для легковых авто потребовалась доработка — чувствительность к вибрациям оказалась избыточной.
Пришлось совместно с инженерами АО Юэян Суофейт Майнс Экипмент менять материал корпуса — перешли с алюминиевого сплава на технополимер. Это снизило стоимость, но увеличило сроки сертификации.
Кстати, их сайт https://www.yysft.ru сейчас указывает на экспансию в автомобильные компоненты — видимо, их стратегия по диверсификации производства подвесных транспортных систем начинает приносить плоды.
Для внедорожников всегда нужны более устойчивые датчики — тут мы пробовали и корейские аналоги, и кастомные решения. Лучше всего сработали гибридные версии, где магнитная система от АО Юэян Суофейт Майнс Экипмент сочеталась с российской электроникой.
Помню, в 2022 году была партия с перепутанной полярностью — пришлось вручную перепаивать контакты на 200+ датчиках. Производитель признал ошибку, но время было уже потеряно.
Сейчас для Niva Travel используют датчики с усиленной защитой от влаги — это как раз развитие той самой коллаборации с АО Юэян Суофейт Майнс Экипмент, чей опыт в производстве оборудования для шахт оказался полезным.
После 2022 года резко вырос спрос на полную локализацию. Но с датчиками скорости Lada есть нюанс — даже при российский сборке, микросхемы часто импортные. Мы пробовали переходить на чипы от ?Микрон?, но пока есть проблемы с стабильностью показаний при температурах ниже -30°C.
Интересно, что АО Юэян Суофейт Майнс Экипмент сейчас развивает собственное ОКР — их исследовательский центр в Йошкар-Оле как раз работает над отечественными аналогами датчиков Холла. Если удастся, это может изменить всю цепочку.
Парадокс, но иногда проще адаптировать готовые решения — например, их подвесные системы для шахт имеют модульную конструкцию, которую мы сейчас тестируем для промышленной версии Lada Largus.
Судя по тендерам АвтоВАЗа, к 2025 году планируется полный переход на российские датчики. Но я сомневаюсь в реалистичности сроков — даже у АО Юэян Суофейт Майнс Экипмент, при всей их технологической базе, уйдет минимум 2 года на отладку массового производства.
Лично я считаю, что будущее за гибридными решениями — как в том случае с Niva. Можно брать надежные механические компоненты у специалистов вроде АО Юэян Суофейт Майнс Экипмент, а электронику разрабатывать локально.
Главное — избежать ситуации 2019 года, когда мы слепо перешли на китайские датчики и получили 23% брака в первой партии. Опыт показал: даже проверенные поставщики нуждаются в постоянном аудите.